Get Adobe Flash player

Соль и пух

Соль-Илецк интересовал давно: 1) Как курорт, где можно лежать на воде и не тонуть, 2) Крупнейшее в России месторождение соли, 3) Место работы первого историка нашего края Петра Рычкова, 4) Родина оренбургских арбузов. И до всего этого 450 км от Уфы.

 

Поехал в октябре, чтобы не жарко и не людно. Население Соль-Илецка из 27 тысяч человек в летний курортный сезон удваивается, а жара поднимается до + 40. Минус октября в холодной воде - она показалось мне ледяной, но желание испытать на себе действие соли было сильнее. Как это, лежать на воде и не тонуть? А вот так!...

Плюс октября в малолюдности. В лучшем ресторане Соль-Илецка “Мельница” мы оказались одни, что дало возможность познакомиться с его хозяином.

Через пять минут общения Ильдус стал показывать на телефоне фото со знаменитым путешественником Федором Конюховым….

 Конюхов с илецкой солью. На заднем плане шахта обеспечивающая солью полстраны. 

  

Да, они друзья! Более того, каждый год Конюхов приезжает на неделю в Соль-Илецк к Ильдусу, который построил за городом для своего друга дом в русском стиле, с настоящей русской печью! 

 

Дом Конюхова похож на музей: чего там только нет! Фрагмент воздушного шара, проделавший кругосветное путешествие, футболка подаренная Конюхову основателем блокчейн-платформы “Waves”. А еще Ильдус с именитым другом строят вблизи ресторана “Мельница” часовню: место хорошее, на возвышенности, где в 18 веке находилась крепость Илецкая защита, прикрывавшая соляной промысел от набегов кочевников.

 

- А как вы познакомились? - спросил я своего гида. "Конюхову нужны были сподвижники в нашем регионе для путешествия на Аральское море. Короче, искали “безбашенных”, так вышли на меня", - ответил Ильдус, совсем не похожий на безголового.

 Теперь о Петре Рычкове, в 1769 году он был назначен руководителем Илецкого соляного промысла. И в короткое время новаторскими методами добился значительного увеличения добычи. Кстати, часть соли сплавлялась в глубь России по реке Белой через Стерлитамакскую пристань.

Рычков - и хозяйственник и ученый. В научной статье “Описание Илецкой соли” он пишет: “Что до ее доброты, то чистотою и твердостью едва ли сыщется где подобная ей”. Проведя химический анализ тот же вывод сделал и академик Ломоносов: «Илецкая» натуральная соль всех прочих солей тверже и будучи истолчена, получает очень белый цвет и с воздуха в себя влажность отнюдь не принимает. Для таких свойств надобно сию соль предпочесть прочим солям». Эти слова подтвердили в 1996 году эксперты 112 стран мира в Париже и продукция Соль-Илецкого месторождения была признана лучшей в мире.

Не забыл Рычков и про коренных жителей края. Наблюдая за башкирами он писал: «разность натур и нравов их с киргизцами легко можно приметить, когда те и другие в одном месте случаются. Киргизец, будучи лаком, старается получить подарок сукном, или чем другим, а иногда и с бесстыдством того просит. Но башкирец довольствуется хорошим приемом и похвалою его службы”.

 

 Орск манил давно... От Соль-Илецка до Орска 350 км...

 Когда еще будет случай! Почему Орск? Потому что его основание связано с Уфой. Это первое что я увидел в местном краеведческом музее...

Пушка была не одна, а двадцать, плюс 2,5 тысячи солдат. Шли они от Уфы до нынешнего Орска 3 месяца под руководством Ивана Кириллова, способности которого заметил еще Петр I. Если Петр прорубил окно в Европу, то Кириллов - окно в Азию, расширив тем границу России от Уфы на 500 км южнее. Заложив крепость в августе 1735 года, он послал рапорт в Петербург поздравляя императрицу, цитирую Рычкова, "с Новою Россиею". Готовясь к походу Кириллов полгода прожил в Уфе. Много вы об этом слышали? А в Орске ему памятник!

 В Орске нам повезло познакомиться с вязальщицой пуховых платков. Это же главный бренд Оренбуржья! Лариса Даниловна пригласила к себе, показала тонкости ремесла, сказала что вяжет из башкирского и волгоградского пуха, потому как славные оренбургские козы почти перевелись… Ну, где бы я такое услышал!

 

 

Усадив за стол, под домашнее вино, хозяйка поделилась личным. От мужа ушла беременной...

- Он сгулял. Я сказала - все! Потом жалел: “Эх, какой я дурак”!

Со вторым мужем познакомилась в Ялте. Он - на 5 лет моложе, коренной москвич, но в Москву она не захотела и ему пришлось переехать в Орск. С тех пор они сорок лет вяжут платки вместе.

 (газета "Орская хроника", фото Дмитрия Бикбова)

Возвращался из Орска в Уфу через Акъяр - райцентр самого юго-восточного Хайбуллинского района Башкирии (хотя есть маршрут и короче).

Потому что под Акъяром в поселке “Степной” живет мой сослуживец по армии, Александр. Проехал по грязной грунтовке к поселку и обнаружил у друга на полу ламинат… Нет, он не коммерсант, просто работяга: трактор и комбайн для него, как правая и левая рука.

- Саша, почему ваш район называется "Хайбуллинский"? - любопытствовал я.

- А хрен его знает!

- Что значит "Акъяр"?

- Не думал никогда.

Позже я выяснил, что Акъяр в переводе с башкирского - белый берег, а первопоселенца этих мест звали Хайбулла.

Живет друг со всеми удобствами, но теплый туалет в доме не любит и по-прежнему ходит на улицу...

- В доме не то… я люблю сесть, закурить, подумать, - говорит Саша.

Мне вспомнился Жванецкий, который с экрана Первого канала вещал: “Я понимаю нашего человека, который соскучился по комфорту, от туалета с завыванием вьюги в задницу снизу, до нормального теплого унитаза”.

Что знает Жванецкий о загадочной русской душе?

Сергей Орлов, 22.10.19

Использование материалов допускается только с указанием названия сайта “Уфаведение”, именем автора и гиперссылкой на сайт ufavedenie.ru
В других случаях использование запрещено и влечет ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
template created for ufavedenie.ru